В прошлый раз я начал рассказывать Вам о новой тенденции в развитии программ лояльности и мотивационных программ — геймификации. На сегодняшний день ее инструментами пользуются большинство зарубежных компаний. В России также приняли эстафету. Многие наши клиенты берут все лучшее от игровой сферы. В этот раз я продолжу углубляться в тему геймификации и расскажу Вам об игровых механиках, которые благотворно влияют на бизнес-процессы.
Немного об Антоне Семенникове
Начал работать в компании “Золотая Середина” с июля 2003г в должности менеджера. Благодаря своему профессиональному подходу, Антон смог добиться значительных успехов и занять пост генерального директора нашей компании. При его участии было выпущено более 20 кобрендовых проектов с ведущими банками России, организовано 26 коалиционных программ лояльности на рынке стройки, ремонта, авторынке, и для торговых центров.
10 ключевых механик геймификации для b2b бизнеса
В прошлой статье я дал общую характеристику взаимодействию геймификации, мотивационных программ и бизнес-процессов. Теперь пришло время углубится в этот вопрос и рассмотреть 10 наиболее важных игровых механик, имеющих успех в применении к бизнес-процессам.
- Моментальный отклик на действие
Действует на внутренние мотиваторы: мастерство и прогресс
Одна из движущих сил в любой игре — это развитие персонажа, его навыков и возможностей. Все это происходит мгновенно в ответ на какое-либо действие, победу или завершенную задачу. Смысл этого процесса — прохождение какой-то контрольной точки, которая дает улучшение. В случае провала, игрок пытается пройти точку вновь. В первом случае, моментальный отклик поощряет проделанную работу. Во-втором —стимулирует к дальнейшему действию.
А теперь представьте, что в игре отклик на действие замедлен. Игрок не сразу получает информацию об изменениях своего статуса. Тогда процесс становится затянутым и непонятным. Он становится неинтересным.
В программе мотиваций, да и в любой программе лояльности эта механика не теряет своей актуальности. Любой пользователь жаждет увидеть мгновенный отклик Игры на его действие, достижение. Это сидит в нем с детских лет. Вспомните сами, как до полуночи сидели за игрой и жаждали посмотреть на то, что будет, если Вы пройдете уровень до конца.
Медленный отклик программы сравни с водопроводным краном, когда его пытаются переключить с холодной воды на горячую. Пройдет какое-то время, прежде, чем вода поменяет свою температуру. И это раздражает и разочаровывает.
Как же обеспечить мгновенный отклик в программе мотивации? Необходимо продумать систему оповещения. Один наш Клиент использует для этого смс и возможности приложения для смартфона, специально разработанного для своей программы мотивации.
Механизм здесь очень простой —пользователь оповещает систему о своем достижении, система высылает ответное поздравительное сообщение, в котором игроку предлагается совершить следующее победное действие.
Создавайте цепочку действий по принципу — от простого к сложному. Это позволит углублять результаты партнера, сближать его с Вашей компанией и ее продукцией.
- Прозрачность
Действует на внутренние мотиваторы: прогресс и социальное взаимодействие
Если Вы играете, то Вам интересно не только достигать целей, но и сравнивать себя с другими игроками. Вспомните, в любой он-лайн игре, в профиле игрока, указывается его текущий результат — сколько он набрал очков, сколько провел боев, какой имеет рейтинг или статус и т.д. То есть, игрок может видеть — в какой точке своего развития он находится в данный момент. Но его интерес на этом не ограничивается —пользователь хочет сравнить свои результаты с результатами других игроков. И для этого он открывает общую статистику игры. Обычно она разделяется на календарные периоды: день, месяц, общий рейтинг.
В мотивационной программе эта механика реализуется с помощью специального сайта, где у пользователя есть своей личный кабинет, откуда он может наблюдать как за своей, так и за общей статистикой. Кроме того, специальные мобильные приложения делают эту механику более привлекательной.
Таким образом, Игра здесь приобретает некоторый соревновательный эффект, она мотивирует Ваших партнеров с помощью цифр, через данные.
Плюс этой механики — наглядная демонстрация результатов работы программы мотивации в режиме реального времени, что удобно для ее создателей.
- Цели
Действует на внутренние мотиваторы: цель, прогресс и социальное взаимодействие
Для любого из нас, однообразность — это смерть! Бесконечно повторяющиеся действия заставляют нас думать, что мы в тупике, мы не развиваемся, мы стоим на месте. Как говорится: «У каждого должна быть цель в жизни». Это тотально реализуется во всех сферах нашего существования. Наличие цели в игре — заставляет выбирать ее снова и снова.
Как правило, в игровых пространствах действует целая система целей, подцелей, скрытых заданий и миссий. Те, что полегче — развивают необходимые навыки, другие — испытывают их на прочность, третьи — второстепенные, имеют необязательный характер, но, все же, прибавляют бонусы. Все они объединяются единой целью, единой миссией.
Вся система целей обязательно наглядно оформляется. Например, в виде карты, элементы которой становятся доступны для игрока, по мере его роста (Например, игры по типу “Фермы”). Еще цели рисуют в виде списка, который обычно включает в себя:
- изображение, название цели;
- действия, которые необходимо выполнить для ее достижения;
- таймер с обратным отсчетом до конца срока выполнения цели;
- изображение вознаграждений;
- визуальные индикаторы прохождения цели;
- Эмблемы
Действует на внутренние мотиваторы: Мастерство, прогресс, цель и социальное взаимодействие
Знак отличия, орден — визуальный показатель достижения. Этой механикой любят пользоваться различные MLM-компании. Фишка эмблемы в том, что она символизирует сообщество.я. И если Вы не состоите в нем, наличие значка не значит для ничего. Совсем другое дело, когда Вы член сообщества и знаете сколько сил и трудов стоит завоевать каждый из артефактов.
Часто значки символизируют достижение определенной цели. Так что эта механика тесно взаимосвязана с предыдущей.
Другие интересные способы использования значков включают в себя:
Собрание коллекций значков;
Значки — сюрпризы, которые игроки получают неожиданно за определенные скрытые цели;
Приведу несколько примеров, иллюстрирующих использование игровых механик, о которых шла речь в этой статье.
Компания Samsung достигает лояльности потребителей через систему «Бейджвиль» (Badgeville). Эта программа предлагает пользователям выполнить ряд заданий для составления своей коллекции значков.
Программа лояльности Nike+ предлагает пользователям следить за своей физической активностью с помощью различных устройств или мобильного приложения компании «Найк» (Nike). Игроки борются за баллы NikeFuel. Кроме того, им доступна опция делиться своими достижениями с друзьями и другими членами сообщества Nike+. Количество заработанных баллов NikeFuel напрямую определяет сумму призов, сюрпризов и трофеев, которые можно будет заполучить.
В мотивационой программе цели могут быть разных типов, но важно то, что они должны быть персонифицированными (или сегментированными). На практике это выглядит следующим образом — одни цели универсальны и применяются для всех (например, продать 10 единиц продукта), другие — подстраиваются под регион, или тип партнера или конкретного пользователя (например, продать все остатки определенной продукции).
Итак, в этой статье я успел рассказать Вам всего лишь о четырех игровых механиках, которые используют в бизнес-процессах. В следующей статье мы продолжим их изучать. А пока, я желаю Вам хорошей рабочей неделе. До встречи.
С уважением,